Педиатрия. Особенности детского возраста, анатомо-физиологические

Типы детских учреждений, их роль и значение в оздоровлении и воспитании детей

Периоды детского возраста и их характеристика

Новорожденный ребенок и уход за ним

Признаки доношенности новорожденного 

Физиологические состояния новорожденных 

Уход за новорожденным 

Уход за кожей и слизистыми оболочками

 

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю, тесно связанную с историей развития производительных сил и производственных отношений определенных исторических формаций.

Педиатрия — греческое слово, происходящее из двух слов: paid — ребенок, utrea — врачевание.

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев утробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста включительно и является по существу медициной растущего организма.

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его «Афоризмах», в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по диететике В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Но ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми делались попутно, при изучении взрослого.

Медицинская пом'ощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины — хранительницы и носительницы опыта, накоплявшегося и передававшегося из поколения в- поколение.

Заболеваемость и смертность детей, особенно в ран- . нем возрасте, были особенно высокими. Здесь к общим

социальным факторам, вызывавшим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действий невежественных бабок и знахарок.

Развитие педиатрии как медицинской науки, можно подразделить на три периода.

Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний, конечно, в это время не было. Педиатрия еще не была выделена как особая специальность, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья русского народа, одновременно указывает па необходимость государственной заботы о роженице, родильнице и мерах борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о сохранении жизни новорожденных, о необходимости создания домов для приема внебрачных детей.

Революционный писатель А. Н. Радищев, прогрессивный писатель Н. И. Новиков в своих произведениях уделили много внимания вопросам воспитания детей, снижению высокой смертности среди них, необходимости государственной охраны здоровья детей.

Большую роль в развитии государственной заботы о детях сыграл И. И. Бецкий —- крупный государственный деятель XVIII века. По его проектам были открыты воспитательные дома в Москве и С.-Петербурге, им были подробно разработаны указания по организации этих детских учреждений и правила по уходу за детьми и их воспитанию.

Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле», содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.

Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зьгбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.

С. Ф. Хотовицкий

Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовицкому, который впервые выделил педиатрию как отдельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему пренадлежат замечательные слова. «...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого» 

Он первый выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням — «Педиятрика», поэтому С. Ф. Хотовицкий справедливо считается первым русским педиатром.

Второй период охватывает время от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка как на взрослого в миниатюре и потребовало отдельного изучения организма ребенка.

Большую роль в этом отношении сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне детская больница имени Н. Ф. Филатова.

Вторая специальная детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова.

Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России.

Н. Ф. Филатов

В 1865 г. при Медикохирургической академии была организована первая в России кафедра детских болезней. В 1866 г. в Московском университете была создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиарии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.

В конце XIX века и начале XX отмечается подъем в развитии отечественной педиатрической науки, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских педиатров — Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.

Н. Ф. Филатов по праву считается основателем отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в науку. Талант Н. Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний у детей и в его yаучных трудах,- Им впервые описаны: ранний симптом кори, выражающийся в отрубьевидном шелушении слизистой оболочки щек в области коренных зубов (спустя 3 года описанный также Копликом); скарлатинозная краснуха (спустя 15 лет описанная Дюксом); идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов (спустя 4 года описанное Пфейффером), которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом или болезнью Филатова.

Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, быстро поставив ее в один ряд с зарубежной, насчитывавшей тогда уже много лет существования. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали громадное влияние на развитие педиатрии и на подготовку специальных кадров врачей педиатров.

Н. П. Гундобин

Работа профессора Военно-медицинской академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Он был первым педиатром, поставившим исключительно широко изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детей. Данные исследований своих многочисленных учеников (из кафедры вышло 110 диссертаций) Н.П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который не потерял своего научного значения и по настоящее время.

Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России.

Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не смогла широко развернуться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициа тиве, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек около 3300, причем для грудных детей коек было ничтожное количество. Наибольшая часть этих больных была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильных койки.

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для роста и развития всех отраслей знаний и в частности медицины открылись исключительные возможности.

Первый же декрет, изданный в декабре 1917 г. и подписанный В. И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. В нем говорилось: «Два миллиона едва затеплившихся младенческих жизней ежегодно гасли в России от темноты и несознательного отношения угнетенного народа, от косности и равнодушия классового государства. Два миллиона страдалиц-матерей обливали ежегодно слезами русскую землю, засыпая мозолистыми руками ранние могилы бессмысленно погибших невинных жертв уродливого государственного строя». Далее в декрете указывалось: «Веками искавшая человеческая мысль выбилась, наконец, на простор лучезарной светлой эпохи свободного строительства руками самого рабочего класса тех форм охраны материнства, которые должны сохранить ребенку мать и матери ребенка».

Впервые в истории стран и народов мира охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет стройную государственную организацию, охватывающую все вопросы, связанные с охраной здоровья женщины и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраны труда женщины.

После Октябрьской революции был издан целый ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства», об установлении почетного звания „Мать-Героиня” и учреждении ордена „Материнская слава” и медали „Медаль материнства”.

В последующем каждый год был годом прогрессивного улучшения дела охраны материнства и детства:

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная организация государственной охраны здоровья матери и ребенка, которой нет и не может быть ни в одной капиталистической стране.

В 1966 г. в нашей стране функционировало 19 000 женских и детских консультаций, в постоянных детских яслях и садах было 7,7 млн. мест, в детских больницах развернуто 319 000 мест, в детских    санаториях - 35 000 мест, работает около 3000 молочных кухонь.

А. А. Кисель

Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здоровой молодой смены. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое — это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно сократилась смертность детского населения. К 1966 г. почти в 10 раз уменьшилась детская смертность по сравнению с 1913 дореволюционным годом.

Советская педиатрия сделала колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Советской педиатрической науке принадлежит разработка таких проблем, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, учение о физиологической деятельности мозга у детей, возрастная реактивность детского организма и многое другое.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внес проф. А. А. Кисель и его школр. А. А. Кисель придавал весьма большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортной помощи детям. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. Справедливо А. А. Кисель считается основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, аннулярная сыпь, хорея и др ).

Г. Н. Сперанский

Крупнейший педиатр нашей страны проф. Г. Н. Сперанский многое сделал в организации охраны материнства и младенчества. Им и его школой всесторонне изучались научные вопросы физиологии и патологии детей раннего возраста, особенно большое внимание уделялось расстройствам питания и пищеварения.

 

 

 

 

 

 

Борьба за здорового ребенка является    отправным    пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского. Проф. В. И. Молчанов продолжил и развил основные идеи    учения    Н.    Ф.    Филатова. Он многое сделал в изучении клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, в особенности в области дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молчанова является разработка эндокринологических заболеваний у детей и вопросов патологии детей военного времени. 

М. С. Маслов

Проф. М. С. Маслов — выдающийся советский ученый-педиатр. На про тяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена веществ здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Ю. Ф. Домбровская

Проф. Ю. Ф. Домбровская является достойным продолжателем отечественной педиатрической школы Н. Ф. Филатова — В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей, патология военного времени В клинике, руководимой проф. Ю. Ф. Домбровской, широким фронтом развернута научная работа по вопросам респираторной патологии, коллагеновым заболеваниям крови, аллергии.

А. Ф. Тур

О. Д. Соколова-Пономарева

Проф. А. Ф. Тур — крупный ученый педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделяет вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии детей периода новорожденности, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М. Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Лебедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая отдельные отрасли педиатрии, сделали значительный вклад в науку, внесли много нового и ценного в область изучения здорового и больного ребенка.

На благородном поприще охраны здоровья детей в СССР достигнуты большие успехи, однако отечественные педиатры стремятся к еще большим достижениям; для этого в условиях нашей страны имеются все возможности.

footer mam