Ортопед, развитие ребенка

ЧТО ТАКОЕ ОРТОПЕДИЯ

Ортопедия - медицинская дисциплина, изучающая предупреждение, распознавание и лечение заболеваний, деформаций и последствий повреждений опорно-двигательного аппарата человека.

Ортопедия имеет глубокие корни. Несомненно, что еще до нашей эры проводилось лечение вывихов суставов, переломов костей и врожденных деформаций скелета. Датой рождения ортопедии как науки считается 1741 год, когда французский врач Nicolas Andry (1658-1742) выпустил в свет свой двухтомный труд под этим названием. В переводе с греческого orthos означает прямой, paedos — дитя, а ортопедия характеризуется автором как «...искусство предупреждения и лечения деформаций тела у детей», и основную роль в этом должны играть родители ребенка. Именно с такой целью были предложены разнообразные простые и достаточно эффективные методы нехирургического лечения, доступные каждому. В дальнейшем они
улучшались, совершенствовались и составили тот фундамент, на котором стоит современная детская ортопедия.

Несмотря па то что в настоящее время ортопедия и травматология объединены в одну специальность хирургического профиля, профилактика, выявление и бескровное лечение деформаций являются главными задачами детского врача-ортопеда.

Символ ортопедии из книги N. Andry

Символом данной меди-цииской дисциплины служит подвязанное искривленное дерево. Такая простая мера позволяет дереву с течением времени исправиться.

В детском возрасте используется аналогичный подход. Основой лечения является естественный рост и развитие ребенка, надо лишь создать условия для правильного формирования его опорно-двигательного аппарата и своевременно вносить необходимые коррективы в этот процесс. О мальчике говорят: «Стройный как кипарис», о девочке: «Стройная как березка». Кривое дерево обычно вызывает жалость, как и кривой ребенок. Хочется его выпрямить, и легче это сделать, пока ребенок маленький и не завершено формирование его скелета.

Ребенка надо созидать и после его рождения. Рост и развитие ребенка стимулируются любовью родителей, хорошим питанием, физическими нагрузками и достаточным сном.

Ортопедическая патология у детей делится на две примерно равные группы по количеству. Одну составляют врожденные деформации скелета и наследственные заболевания, приводящие к системным нарушениям, другую - приобретенная патология. Кроме того, отклонения от нормального развития могут быть следствием сочетания индивидуальных особенностей, которые ребенку по наследству передают родители. К ним относятся конституция, строение тканей, обмен веществ и пр. Например, ребенок рождается с большим весом и ростом, что само по себе не является патологией, но в сочетании с определенной формой нижних конечностей фактор избыточного веса может привести к деформации стоп на этапе вставания малыша на ноги и в начале ходьбы.

 

Группы ортопедической патологии у детей

Своевременно выявить и устранить возникающие нарушения опорно-двигательного аппарата возможно. Для этого необходимо знать основные особенности нормального анатомического строения детского скелета, тенденции и ключевые возрастные сроки его формирования.
Выраженные врожденные деформации чаще выявляются сразу после рождения, но нередко они проявляются позже, в процессе роста. Уже в первые недели жизни у ребенка возможны приобретенные отклонения костно-мышечной системы: последствия родовой травмы, воспалительных заболеваний, измененного обмена веществ и нарушения функции внутренних органов. Поэтому весьма полезно, чтобы ребенок был осмотрен врачом-ортопедом в месячном возрасте. К этому времени у родителей должно сложиться определенное впечатление об опорно-двигательной сфере малыша. Своими наблюдениями они и поделятся с врачом при первом посещении, что поможет выявить патологию и определить правильную тактику по ее устранению. В тех случаях, когда очевидные родителям нарушения появляются раньше, надо сразу обращаться к врачу-педиатру или специалисту.

footer mam