Типы детских учреждений, их роль и значение в оздоровлении и воспитании детей

В стране широко развернулась сеть детских лечебно-профилактических учреждений, число их с каждым годом возрастает.

К лечебно-профилактическим детским учреждениям относятся: детская больница с поликлиникой, ясли, дом ребенка, детский санаторий.

Детская больница оказывает лечебно-профилактическую помощь в поликлинике, на дому и в стационаре детям до 15 лет и внебольничную помощь школьникам независимо от возраста. Задачами детской больницы являются: 1) проведение профилактической работы среди детей в семье и детских коллективах; 2) оказание лечебной помощи детям в поликлинике, на дому и в стационаре; 3) повышение квалификации врачей и средних медицинских работников; 4) оказание методической помощи работникам детских лечебно-профилактических учреждений своего района.

Специализированные детские больницы (инфекционные, туберкулезные), как правило, не имеют в своем составе поликлиники. Другие виды специализированной стационарной помощи (хирургия, болезни глаз, уха, горла и носа и др.) дети получают в основном в специализированных отделениях общих больниц.

В 1948 г. произошли коренные изменения в организационной структуре детских больниц - они объединились с консультациями и поликлиниками. В настоящее время детская объединенная больница состоит из двух структурных частей: поликлиники и стационара.

В лечебно-профилактической помощи детям основное место занимает поликлиническое обслуживание, организуемое по принципу участковости. Районы обслуживания больницы делятся на участки из расчета не более 1000 детей всех возрастов на каждом участке. Обслуживает их врач (одна должность) и сестра (1,5 должности). Там, где сохранилось раздельное обслуживание, консультация обслуживает детей до 3 лет, поликлиника - старших детей.

Врач совместно с медицинской сестрой составляет квартальный план работы на участке и календарный план на каждый месяц. В этом плане должны быть предусмотрены общие мероприятия (профилактические прививки, туберкулиновые пробы, углубленный осмотр детей перед поступлением в школу, работа с санитарным активом, организация комнат здорового ребенка и прогулочных групп при домоуправлениях, проведение лекций, бесед, санитарных обходов и пр.) и конкретные меры в отношении каждого ребенка, подлежащего диспансерному наблюдению и прививкам.

В поликлинике ведется прием здоровых детей, детей-реконвалесцентов, с хроническими заболеваниями, а также больных с неинфекционными заболеваниями без острых явлений, обращающихся повторно.

Особое внимание при приеме детей в поликлинике уделяется организации специального отсека помещения или хотя бы комнаты - «фильтра». Медицинская сестра «фильтра» осматривает кожу и зев ребенка, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное заболевание ребенка немедленно переводят в закрытый бокс и после осмотра направляют в инфекционное отделение, либо домой.

Участковый педиатр работает на участке и в поликлинике, причем график работы строится с расчетом утренних и вечерних приемов, чтобы родители могли в удобное для себя время посетить врача. Один день отводится для здоровых детей до 3 лет.

В детской поликлинике должна быть «комната здорового ребенка», где с матерями проводят занятия по уходу, режиму, вскармливанию и воспитанию детей раннего возраста с демонстрацией образцов детской одежды, оборудования, предметов ухода, продуктов питания, а также обучают технике массажа и гимнастики.

В поликлиниках ведут прием врачи других специальностей (офтальмолог, отоларинголог, хирург, невропатолог, фтизиатр, дерматолог, стоматолог и др.). Они принимают детей по направлению участковых педиатров, по мере надобности посещают больных на дому, а также проводят углубленные диспансерные обследования детских коллективов, санируют всех нуждающихся в этом детей.

В поликлиниках существуют также пункты или полу-стационары для проведения мероприятий по изгнанию глистов у детей (дегельминтизации).

С каждым годом в практику работы детских поликлиник все шире внедряются физические методы (электросветолечение, местные тепловые процедуры, ингаляторий и др.) и проведение лечебной физкультуры в профилактических и лечебных целях. В поликлиниках оборудуются залы для лечебной физкультуры, корригирующей гимнастики, кабинеты для массажа и гимнастики.

На участке врачи и сестры, используя диспансерный метод, систематически наблюдают за здоровьем детей до 3 лет, от 6 до 7 лет и 14-15 лет, а также за определенными группами детей, независимо от возраста, нуждающихся в этом по состоянию здоровья (рахит, гипотрофия, ревматизм, туберкулез и др.). Диспансеризация состоит в систематическом наблюдении за развитием ребенка, в активном влиянии на создание благоприятных условий окружающей его среды, в проведении оздоровительных и соответствующих лечебных мероприятий.

Особого внимания требуют дети первого года жизни. На профилактический учет берутся все новорожденные. Медицинская сестра посещает на дому каждого новорожденного не позднее второго дня после выписки ребенка из родильного дома. Большое внимание уделяется обслуживанию недоношенных детей, детей из двоен, а также искусственно вскармливаемых. Участковая сестра должна посетить ребенка на протяжении первого года жизни в среднем не менее 10—12 раз.

Для детей раннего возраста и для больных детей организовываются молочные кухни, где можно получить молочные смеси и все виды прикорма.

Заболевших детей с повышенной температурой врач посещает на дому в день вызова и направляет медицинскую сестру для выполнения назначений. Дети, больные дифтерией, подлежат обязательной госпитализации. Больных другими инфекционными заболеваниями госпитализируют по усмотрению лечащего врача и эпидемиолога.

В поликлинике проводят санитарно-просветительную работу среди родителей и детей, организуют школы материнства, выставки, фотовитрины, стенгазеты, беседы, лекции с демонстрацией короткометражных кинофильмов, устные журналы и др. К профилактической работе широко привлекают общественный актив.

Согласно существующему положению на детскую поликлинику возложено обслуживание школьников и воспитанников детских садов, размещенных в районе ее деятельности.

Основными задачами медицинского обслуживания детей в детских садах и школах является: 1) наблюдение за всесторонним развитием детей и организации необходимых лечебно-профилактических мероприятий; 2) предупреждение инфекционных заболеваний среди детей; 3) контроль за выполнением гигиенических требований, необходимых для правильной организации учебной и воспитательной работы и режима дня школьника; 4) врачебный контроль за постановкой физического воспитания; 5) ознакомление детей, учителей и родителей с основами гигиены; 6) привлечение родителей и общественности к участию в проведении оздоровительных мероприятий.

В стационар больные дети поступают через приемное отделение, где они подвергаются осмотру и санитарной обработке и где заполняется история болезни ребенка.

В стационаре больных детей размещают по роду заболеваний, возрасту и полу. Для детей раннего возраста отводят не менее 25% коек. В отдельных детских больницах организуют отделения для выздоравливающих, так называемые санаторные отделения.

Врачи и сестры терапевтического отделения детской больницы должны быть хорошо знакомы с инфекционными заболеваниями и противоэпидемическими мероприятиями. При выявлении инфекционного заболевания ребенка немедленно выводят из отделения, при необходимости делают профилактические прививки, назначают карантин в палате или отделении, производят дезинфекцию, а также обследование детей, персонала на бациллоносительство (при дифтерии, дизентерии.)

В детских больницах в соответствии с возрастом детей, устанавливают определенный распорядок дня, часы бодрствования, сна, питания, часы обхода и выполнения лечебных назначений.

Большое внимание уделяется правильной организации питания больных детей. Питание должно соответствовать возрасту ребенка, характеру заболевания, а также индивидуальным вкусам детей. Определенное значение имеет подготовка' детей к приему пищи, сервировка, возбуждающая аппетит ребенка. Для питания тяжелобольных требуется индивидуальный подход как к выбору блюд, так и способу кормления.

С детьми проводят воспитательную, а в некоторых больницах и учебную работу, которая входит в лечебноохранительный режим и оказывает существенное влияние на эмоциональный тонус детей и процесс выздоровления. О выписке ребенка из стационара сообщается в соответствующую детскую поликлинику.

В неинфекционных и туберкулезных отделениях медицинская сестра обслуживает днем 15 и ночью 25 больных, в отделениях инфекционных и для детей раннего возраста - днем 10 и ночью 15 больных. На каждый пост медицинской сестры назначают санитарку.

Детские ясли являются учреждением общественного воспитания детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

Широкое развитие детских яслей неразрывно связано с активным участием женщин в государственной, хозяйственной, культурной и общественно-политической жизни страны. Ясли, помогая женщине в воспитании детей, обеспечивают ей возможность работать, учиться и участвовать в общественной жизни.

В типовых яслях должны быть помещения для детских групп (фильтр, приемная, детская комната, веранда, туалетная), изолятор, пищевой блок, административно-хозяйственные помещения. Для каждой возрастной группы детей должен быть отдельный наружный вход.

Для воспитания детей и ухода за ними большое значение имеет правильное оборудование (мебель, одежда, педагогические пособия, игрушки, медицинское оборудование) .

В целях лучшего обслуживания детей в яслях делят на группы. При наличии в яслях четырех групп в первую группу объединяют детей в возрасте до 9 месяцев, во вторую - от 9 до 14 месяцев, в третью - от 14 месяцев до 2 лет, в четвертую - от 2 до 3 лет. При наличии в яслях трех групп в первую объединяют детей в возрасте до 9-10 месяцев, во вторую - от 9-10 месяцев до 1 года 8 месяцев, в третью - до 3 лет. Если в яслях возможна организация только двух групп, то в первую включают детей, не умеющих передвигаться самостоятельно, во вторую - уже научившихся ходить.

В яслях устанавливают соответствующий режим для каждой детской группы При установлении режима учитывают не только возраст детей, но и состояние их здоровья и нервно-психическое развитие. Для ослабленного ребенка, например, после перенесенного заболевания, увеличивают время сна, устанавливают более частое кормление.

Дети в яслях до 5-6 месяцев обеспечиваются грудным вскармливанием. Матери в предоставленные законодательством перерывы для кормления ребенка приходят в ясли для кормления своих детей. Детей более старшего возраста кормят соответственно возрасту.

Большое значение для правильного развития ребенка имеет гигиенический уход за ними (умывание, купание, уборка помещения, температура воздуха и др.). Ко всем гигиеническим процедурам нужно привлекать самих детей, это способствует выработке стойких навыков.

Воспитание детей в яслях является чрезвычайно важным и ответственным делом. Неправильное воспитание ребенка ведет к задержке его развития.

В яслях широко проводят оздоровительные мероприятия. Особое внимание уделяют правильному использованию свежего воздуха (прогулки, сон на воздухе и др.).

Страницы: [ 1 ] [ 2 ]

footer mam