Детские учреждения, воспитание и оздоровление детей

В летнее время важным оздоровительным фактором является вывоз детей на дачу, проведение водных процедур (душ, обливание) . Широко применяют в яслях массаж и гимнастику.

Все дети в яслях в зависимости от возраста регулярно подвергаются профилактическим осмотрам со взвешиванием, измерением роста и окружности груди.

При появлении инфекционного заболевания в яслях принимают необходимые меры для предупреждения распространения возникшего заболевания в детском коллективе (профилактические прививки, изоляция, дезинфекция и др.).

В яслях создают специальные группы для детей, больных некоторыми инфекционными болезнями (коклюш, ветряная оспа, свинка), карантинные и санаторные группы.

Специальные группы для больных детей, как правило, бывают круглосуточными, чтобы не допускать распространения инфекции по дороге в ясли, а также в квартире, где живет ребенок. Эти группы по выздоровлении детей закрывают. Карантинные группы организуют временно при заносе в группу какого-либо инфекционного заболевания( коклюша, кори, скарлатины и др.). В этом случае детей, имеющих контакт с больными, изолируют в помещении своей группы до окончания срока карантина. Санаторные группы в яслях создают для детей с ослабленным здоровьем н перенесших тяжелое заболевание. Большое внимание в этих группах обращают на широкое использование свежего воздуха и организацию рационального питания (повышенное содержание в пище белков и витаминов).

Для обслуживания детей, больных неинфекционными заболеваниями, в яслях организуют изоляторы. В изолятор направляют детей, которые по характеру заболевания нуждаются в медицинском наблюдении и которым нельзя находиться в группе для здоровых детей (катары верхних дыхательных путей, диспепсии, кожные заболевания, конъюнктивиты и др.).

В настоящее время существует три типа яслей: односменные, круглосуточные и сменные.

В односменные ясли родители приносят детей утром и берут домой вечером.

Круглосуточными называются ясли, в которых дети находятся целую неделю, родители берут детей домой только на выходной день. В такие ясли принимают детей, матери которых или работают в разные смены, или имеют плохие жилищные условия, или живут далеко от яслей. Круглосуточные группы рассчитаны на детей в возрасте после 1 года, которых матери уже не кормят грудью. В одном помещении яслей могут быть односменные и круглосуточные группы.

Сменные ясли - это такие ясли, в которых в дневную смену находятся дети, матери которых работают днем, в вечерние и ночные часы здесь находятся дети, чьи матери заняты на работе во второй и третьей смене.

В настоящее время функционируют и создаются ясли-сад - единое дошкольное учреждение. Объединение двух учреждений проведено в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста. Руководство и контроль за педагогической работой осуществляется органами народного образования, медицинское обслуживание возлагается на органы здравоохранения.

В этих учреждениях обслуживают детей с 2 месяцев до 7 лет включительно.

Также систематически проводят профилактические осмотры, взвешивания, антропометрические измерения. Углубленный осмотр детей с привлечением специалистов детских поликлиник (фтизиатра, дерматолога, отоларинголога и др.) проводят не реже одного раза в год. Один раз в год осматривают полость рта у детей и проводят санацию.

Врач совместно с педагогом разрабатывает режим для каждой возрастной группы с учетом физиологических норм потребности детей во сне, бодрствовании. Для некоторых детей по состоянию их здоровья и для вновь поступивших детей устанавливают индивидуальный режим. Медицинский и педагогический персонал яслей-сада прививает детям необходимые гигиенические навыки во время различных процессов (при кормлении, умывании и т. д.).

В этих учреждениях широко проводят те же, что и в яслях, оздоровительные мероприятия (закаливание, гимнастика, массаж и др.) и мероприятия по профилактике инфекционных болезней.

В целях установления преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье работники яслей-сада систематически ведут среди родителей санитарно-просветительную работу.

Основной задачей детского санатория является создание благоприятных условий внешней среды, способствующих более быстрому восстановлению здоровья ребенка. В санатории осуществляется комплекс оздоровительных мероприятий: гигиенический режим с максимальным пребыванием на свежем воздухе, лечебное и рациональное питание, витаминотерапия, физиотерапия, лечебная гимнастика, психотерапия, а также педагогическое обслуживание. В зависимости от медицинского профиля санатория в нем используют все необходимые при данном заболевании и доступные в санаторных условиях специальные методы лечения (гормоны, антибиотики, медикаменты, ортопедическое и хирургическое вмешательство и др.).

Детские санатории для детей специализированы. Имеются санатории для больных различными формами туберкулеза, ревматизмом, желудочно-кишечными заболеваниями, для детей, страдающих хронической пневмонией и бронхиальной астмой, яеспецифическим инфекционным полиартритом, с последствиями полиомиелита и др.

Особенно большое значение имеют местные' санатории. Эффективность, достигаемая при санаторном лечении в привычном для детей климате, не уступает, а при большинстве заболеваний превышает эффективность лечения детей на южных курортах. Особенно большое значение местные санатории приобрели в связи с внедрением в педиатрическую практику принципа этапного лечения детей, т. е. непосредственного их перевода по окончании острого периода из больницы в санаторий соответствующего профиля. Этапный метод повышает эффективность лечения и уменьшает возникновение рецидивов. Местные детские санатории устраивают в загородных местностях с благоприятными климатическими и природными условиями, вдали от промышленных и густо населенных мест.

Детские санатории делят на санатории для детей до 7 лет и для школьников до 15 лет.

В детских санаториях педагогами осуществляется учебно-воспитательная работа с детьми. С детьми школьного возраста педагоги-воспитатели проводят занятия применительно к программе массовой школы, но по учебному плану, несколько видоизмененному для ослабленных детей. Следовательно, детские санатории осуществляют не только лечебно-профилактические задачи, но и занимаются воспитанием и обучением детей.

Для воспитания детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав, существуют Дома ребенка.

В Дом ребенка принимают детей со дня рождения и до 3-летнего возраста по путевкам районного или городского отдела здравоохранения.

Детей, поступивших в Дом ребенка в возрасте до 2 месяцев, направляют непосредственно в детскую группу. В целях профилактики заноса инфекционных заболеваний детей старше 2 месяцев направляют в приемнокарантинное отделение, где они находятся в течение 21 дня, а затем только их переводят в соответствующие возрастные детские группы.

Число детских групп в Доме ребенка и возрастной состав в них устанавливают в зависимости от мощности учреждения.

В Доме ребенка устанавливают определенный режим соответственно возрасту детей, обеспечивающий сохранение здоровья ребенка, своевременное нормальное физическое и нервно-психическое развитие его.

Большое внимание в Доме ребенка уделяют организации правильного и рационального питания. Детей в возрасте до 3-4 месяцев обеспечивают женским молоком, которое получают от кормилиц и с пунктов сбора грудного молока. Детская кухня Дома ребенка находится под наблюдением и контролем врача. Молочные смеси готовит специальная сестра.

В Доме ребенка систематически проводят оздоровительные мероприятия среди детей: сон на воздухе, прогулки, облучение кварцевой лампой, систематическую аэрацию помещений. В летний период детей из городов вывозят на дачи.

В Доме ребенка с первых дней поступления малыша устанавливается строгий контроль за его здоровьем и развитием. Производят исследования на бациллоносительство. У всех детей старше 3 месяцев проверяют реакцию Пирке. В установленные сроки детям проводят профилактические прививки. Вновь поступившего ребёнка немедленно и тщательно осматривают. В дальнейшем в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья производят регулярные медицинские осмотры со взвешиванием и измерением (рост, окружность головы, груди). Данные взвешивания, измерения и осмотра заносят в историю развития ребенка.

В Доме ребенка проводят необходимые мероприятия по профилактике и лечению рахита и гипотрофии.

Заболевшего ребенка немедленно отделяют от остальных детей, помещая в бокс или изолятор. При установлении острого инфекционного заболевания ребенка переводят в инфекционную больницу. Детей с неинфекционными заболеваниями лечат в изоляторе Дома ребенка, при отсутствии его - в детской больнице.

Помещения для каждой группы детей изолируют от других групп, они имеют отдельные ходы и свой медицинский персонал (сестры, няни). Воспитательной работой в Доме ребенка руководит педагог.

При каждом Доме ребенка имеется попечительский совет, задачей которого является контроль за работой персонала и оказание ему помощи.

Дети-реконвалесценты - выздоравливающие дети

Страницы: [ 1 ] [ 2 ]

footer mam