Методика Монтессори

Родители часто спрашивают об оптимальной длительности занятий ребенка в различном возрасте. Монтессори считала, что ребенок в состоянии самостоятельно регулировать продолжительность своей работы, находила необходимым обязательное завершение структуры деятельности в отдельном занятии. И это очень важно - позволить ребенку самому определить окончание времени своей детской работы.

Ядром педагогической идеи Монтессори в отношении взрослого к деятельности ребенка является, по ее собственному высказыванию, положение о «поляризации внимания». Этот феномен она впервые наблюдала во время занятий в «Доме ребенка». Мария Монтессори обратила внимание на девочку в возрасте около трех лет, которая была полностью поглощена своим занятием. Ребенок занимался упражнением из сенсорной группы, а именно — блоком с вкладывающимися деревянными цилиндрами. Представить это упражнение можно, если вы вспомните набор гирек разного веса для домашних весов. Предметом занятия малышки были деревянные цилиндры разных размеров, похожие по форме на эти гири, вставленные по размеру в ряд в деревянный блок. Девочка вытаскивала цилиндры, перемешивала их и затем расставляла по своим местам. Малышка настолько была углублена в свою деятельность, что не прервала ее даже тогда, когда другие дети приблизились к ней вместе с воспитательницей, встали вокруг нее и начали петь. Мария Монтессори насчитала 44 повторения упражнения девочкой, при этом она только наблюдала, не вмешиваясь в работу ребенка. Девочка работала совершенно самостоятельно, с предельной концентрацией внимания, не обращая внимания на стоящих вокруг нее поющих детей, которые, казалось бы, давно могли ее отвлечь. Когда же она закончила упражнение, то не только не казалась уставшей, а, наоборот, «обвела всех счастливым взглядом и выглядела так, как будто... только что встала после освежающего сна». Это совершенно не соответствовало установившемуся тогда мнению о «неустойчивости внимания маленького ребенка», однако, в подтверждение своего открытия, этот феномен Монтессори наблюдала снова и снова.

Психический феномен, наблюдаемый при плодотворной, с полной концентрацией внимания работе ребенка, Монтессори назвала «поляризацией внимания». Она заметила его удивительно положительное воздействие на личность маленького человека. «Все, что существует в душе ребенка неорганизованного и неустойчивого, организуется под влиянием внутреннего творческого процесса; эти удивительные изменения повторяются в каждом», - писала Мария Монтессори. Она сама называла это «открытием ребенка». На этом феномене Монтессори основала свой педагогический подход. «Моим стремлением было, - писала она, - искать предметы для упражнений, которые делали бы возможным концентрацию ребенка. Я стала осознанно изучать те внешние условия, которые создают благоприятные условия для возникновение этой концентрации».

Основой для такой работы стало свободное наблюдение за жизнью и поведением детей. Была создана обстановка для «дома ребенка», особая «подготовленная среда», пространство, постоянно предлагающее всевозможные ситуации для осмысленной циклической целеориентированной деятельности - работы. В этом пространстве Мария Монтессори выделила особые области (зоны), соответствующие направлениям развития ребенка.
Условно пространство Монтессори-группы разделено на особые зоны, которые способствуют развитию навыков практической жизни, тренируют сенсорные способности ребенка, позволяют развивать родную речь и математические способности, а также включают материал, помогающий ребенку понять мир, в котором он живет, осознать свое место в «космическом пространстве».
Я хочу более подробно рассказать о группе"упражнений, называемых «упражнениями практической жизни». Это - группа Монтессори-материала, с которой ребенок начинает знакомство в Монтессори-детском саду. Эти упражнения имеют большое значение для развития ребенка, при желании подобные упражнения с детьми родители могут проводить дома.

«Упражнения практической жизни» включают все виды деятельности, которые выполняет каждый взрослый человек и которые являются для него обычными практическими делами: стирка, глажение, сервировка стола, мытье рук, одевание - застегивание пуговиц, молний, шнуровка и т. п. Сюда также относится деятельность, связанная с уходом за собой и окружающей средой, заботой о других, украшением быта и умением завязывать и поддерживать знакомства и длительные контакты с другими людьми. Упражнения «практической жизни» - это тренировка того, что выполняется человеком в его повседневной практике. Такие упражнения позволяют ребенку освоить действия, привычно выполняемые взрослыми, которые впоследствии он будет использовать всю жизнь. Малыш при этом изучает, «как живут» взрослые. Упражнения помогают ребенку выполнять эти действия с радостью, ответственностью и любовью, всерьез, а не «понарошке».

Может возникнуть резонный вопрос: для чего необходимо представление этих видов деятельности в виде упражнений в группе детского сада, если ребенок так или иначе освоит их в ходе своей жизни, со временем постепенно научится всему у взрослых? Дело в том, что в современных семьях у взрослых остается не так много времени для совместной деятельности и обучения собственного ребенка. В обстановке Монтессори-группы ребенок может спокойно обучаться, самостоятельно выбирая упражнения для своей детской работы и самостоятельно регулируя их продолжительность. При желании он может повторить упражнение столько раз, сколько ему захочется. Дома у ребенка нет возможности увидеть отработанные до совершенства «презентации» - демонстрации упражнений, выполняемых педагогом. В методике Монтессори движения воспитателя продуманны, красивы и элегантны. Этому Мария Монтессори уделяла большое значение.

Упражнения практической жизни помогают ребенку освоить смысл заботы об окружающей среде и сформировать ответственность за то, что его окружает.

Замечательны упражнения, тренирующие навыки пересыпания и переливания. Дети любят возиться с водой, сыпучими материалами, например песком. Взрослые часто негативно реагируют на подобные детские занятия, считая их пустой тратой времени, да и уборка после подобных упражнений требует немало сил. В Монтессори-группе детского сада дети могут выполнять эти упражнения, ничего не проливая и не просыпая, прекрасно обучаясь управлять своими движениями.

Эти упражнения служат расширению словарного запаса ребенка, готовят его к освоению простых арифметических действий (например, при раскладывании зерна из одной большой банки в три маленькие ребенок получает представление о делении). Упражнения любимы не только маленькими детьми, но и школьниками, поскольку их выполнение успокаивает ребенка, повышает его самооценку, позволяет настроиться на более сложную работу. Мытье стола, пола, чистка обуви и металлической посуды, сервировка стола и аранжировка букета также относятся к упражнениям навыков практической жизни.

Все необходимое для осуществления этих видов домашней работы приготовлено педагогом в виде упражнений и находится на знакомом для ребенка месте. Малыш может выбрать любое из них для самостоятельной работы и тренироваться в их выполнении.

Значение этих упражнений велико. Они являются как бы мостиком между родительским домом и группой детского сада, готовят малыша к жизни в обществе. В родном доме ребенок испытывает потребность активного участия в тех процессах, которые он наблюдает в мире взрослых, вне зависимости от того, сложно и опасно или же легко и просто их выполнение.

Упражнения навыков практической жизни, помимо всего прочего, содержат элементы культурной среды, их выполнение помогает ребенку осваивать свою национальную культуру. Ребенок познает чувство принадлежности к обществу, усиливается его внимание к миру вещей и миру людей. Выполняя даже элементарные действия, малыш совершенствует свои движения и их координацию, учится концентрации внимания и воли, самостоятельности и саморегуляции.
В соответствии с этими задачами к материалу упражнений предъявляются особые требования. И если родители хотят создать «подготовленную среду» для развития ребенка и использовать дома отдельные упражнения, разработанные Монтессори, они должны эти требования учитывать.

• Предметы для упражнений подбираются так, чтобы они имели связь с реальной окружающей жизнью, отражали национальную культуру. По возможности, материал должен быть хрупким. На первый взгляд, это требование выглядит парадоксально. В понятие «практичности» часто включается прочность, устойчивость материала. Из соображений практичности, в ущерб эстетическим качествам вещей, детям нередко предлагают изделия из синтетических материалов. Конечно, такой предмет останется целым, если ребенок уронит его или же неуклюже, с силой поставит на стол. Однако такие прочные предметы не способствуют осторожному, бережному отношению, продуманности движений и действий.

Предметы, используемые для упражнений, должны быть привлекательными, сделанными из природных материалов, чистыми.
Все действия с предметами, составляющими одно упражнение, должны быть продуманы и отрепетированы педагогом заранее.
При составлении упражнения желательно избегать слишком большого количества предметов. Недопустимо отсутствие части предметов, составляющих одно упражнение, без которых нарушается последовательность выполнения действий, например, в комплекте для мытья стола нет губки или чистящего средства и т. п.
Для того чтобы ребенок ориентировался в среде, предметы одного упражнения имеют одинаковую цветовую кодировку и находятся на ограниченном пространстве, например, можно использовать поднос. Конечно, действия с предметами должны соответствовать возрастному этапу развития ребенка, подходить по размеру.
В Монтессори-группе для сохранения концентрации внимания каждое упражнение представлено в единственном экземпляре. Это дает ребенку возможность интересоваться деятельностью других детей без соперничества и соревнования.

Кроме требований к материалу, в Монтессори-педагогике предъявляются высокие требования и к воспитателю. Отдельные черты педагога и его поведения четко определены. Это позиция «активного наблюдения», способы взаимодействия с ребенком во время выбора занятия для работы, знакомство с материалом. Педагог должен в себе самом развивать возможности глубокой концентрации внимания, терпение, наблюдательность.

При описании взаимодействия ребенка с упражнениями или же при выполнении какой-либо другой деятельности Монтессори сознательно избегает слова «игра», предпочитая ему слово «работа». Это сделано специально, поскольку в понимании взрослого человека «игра» - нередко несерьезное, пустое времяпрепровождение. Поэтому, по мнению взрослых, с этим занятием можно не считаться и отвлекать или даже прерывать деятельность ребенка по своему усмотрению.

Для Марии Монтессори «игра» - работа, деятельность ребенка, одна из гуманных тенденций. Несомненно, у взрослого и у ребенка она имеет разные цели. Благодаря выполнению упражнений и их повторению ребенок приобретает уверенность в себе. Предоставление свободы выбора занятий и времени для завершения работы ведет к внутренней дисциплине, работа приводит к удовлетворенности, «нормализации» ребенка. До трехлетнего возраста малыш бессознательно, «как губка», впитывает из окружающей среды разнообразные впечатления, в том числе и упражнения, смысл которых осознает лишь на следующей ступени своего развития - от 3 до 6 лет. На третьей ступени, после 6 лет, ребенок постигает значение своей деятельности для других.

В Монтессори-группе детского сада занимаются дети разного возраста - от 3 до 6 лет. Со временем между ними складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи, исчезает конкуренция, появляется желание помогать другому.

Несмотря на наличие большой степени свободы, в Монтессори-группе есть и жестко регламентированные правила поведения детей и педагогов.

Соблюдение дисциплины: нельзя, например, мешать другому ребенку, если он занят, при выборе места для работы необходимо учитывать интересы других детей.
Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим.
Старшие показывают младшим упражнения, опекают их и чувствуют себя более самостоятельными и ответственными.


МОНТЕССОРИ-ТЕРАПИЯ. СОВМЕСТНОЕ (ИНТЕГРАТИВНОЕ) ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ
И ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ

Монтессори-педагогические приемы и принципы составления «подготовленной среды» позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями, нередко по причине болезни.

В России в настоящее время узаконена практика раздельного обучения детей с проблемами в развитии в специализированных учреждениях, ориентированных на вид патологии больного ребенка. Это дети с нарушением зрения и слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями движения. Несомненные достоинства подобной педагогической практики, позволяющей проводить обучение силами высококвалифицированных специалистов, не могут компенсировать ее недостатки, заставляющие искать новые формы обучения ребенка жизни. Дети, привыкшие к «оранжерейной» обстановке специализированного учреждения (детского сада, дома ребенка, интерната), чувствуют себя беспомощными за его пределами. Концентрация патологии одного вида в группе детского сада и классе создает искаженную картину мира для детей с проблемами, не формирует у них представление о «норме».

В ряде развитых стран применяется практика обучения детей с ограничениями жизнедеятельности по системе Марии Монтессори. Так, в Германии начиная
с 70-х годов XX столетия в Мюнхенском детском центре, созданном профессором Теодором Хелльбрюгге, успешно существуют Монтессори-детский сад и школа. В настоящее время там проводится Монтессори-терапия - лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори.

Здесь же осуществляется интегративное воспитание - здоровые дети обучаются совместно с ребятишками, имеющими проблемы в развитии. В таких группах, состоящих, как правило, из 20-25 человек, 5-8 детей имеют особенности развития. Для того чтобы внутри группы избежать формирования подгрупп «больных» и «здоровых», дети с проблемами в развитии подбираются таким образом, чтобы характер их патологии был различным. Например, среди пяти детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, могут присутствовать: мальчик с детским церебральным параличом, девочка с болезнью Дауна, девочка с муковисцидозом, слепая девочка, мальчик с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти дети включаются в группу постепенно, после подготовительных занятий. Родители как больных, так и здоровых детей - а некоторые из них первоначально были отрицательно настроены к подобного вида практике - в дальнейшем по достоинству оценили подобную модель воспитания. Они поняли важность такого совместного воспитания для правильного развития и формирования личности не только больных, но и здоровых детей. «Проблемные дети» видели здоровый образец для подражания и могли критически оценить собственные возможности. Это чрезвычайно важно для каждого ребенка с проблемами, чтобы найти свое место среди детей, а в дальнейшем - и в обществе. При этом у здоровых детей развиваются способности к состраданию и они реально могут оценить то благо, которым владеют, - здоровье. Оказывая помощь проблемному ребенку, здоровый малыш учится любить немощного, тем самым исполняя главную заповедь христианства - «возлюби ближнего своего, как самого себя», и учится строить человеческие отношения на самом прочном основании - любви.

«Только тот, кто помогает другим, становится самостоятельным и счастливым», - фраза, которой профессор Теодор Хелльбрюгге предваряет знакомство с новой, возрожденной, хорошо забытой старой моделью Монтессори-педагогики, осуществляемой в мире и в России в наши дни.

Страницы: [ 1 ] [ 2 ]

footer mam