место для рекламы

Mult TV logo

Реклама 4

Реклама 5

Загрузка...

Пульмонолог, развитие ребенка

Пульмонология — это наука, изучающая болезни органов дыхания, то есть заболевания трахеи, бронхов, легких, плевры. Вопросами заболеваний органов дыхания занимаются врачи-пульмонологи.

Когда у ребенка заболевают бронхи или легкие, вы, естественно, прежде всего обращаетесь к врачу-педиатру, который назначает лечение, и чаще всего ребенок быстро поправляется. Однако иногда, несмотря на лечение, болезнь не отступает, или протекает необычно, или дает какие-либо осложнения. Тогда и возникает необходимость консультации врача-пульмонолога.
Лучше, если к специалисту больного ребенка направляет лечащий врач-педиатр, который в медицинских документах описывает характер течения заболевания и задает пульмонологу конкретные вопросы. Однако родители могут обратиться за консультацией к пульмонологу и по собственному желанию.

Куда можно обратиться за консультацией к врачу-пульмонологу

Прежде всего, специалисты-пульмонологи работают в некоторых детских городских поликлиниках. Сведения о наличии такого доктора вы можете получить у администрации вашей детской поликлиники. Обычно пульмонолог ведет прием в специально оборудованном кабинете и имеет возможность не только осмотреть больного ребенка, но и провести некоторые исследования.

Иногда возникает необходимость консультации в детских городских пульмонологических центрах, которые существуют в больших городах. Они, как правило, организуются при крупных детских городских больницах, однако могут работать и как самостоятельные подразделения. Обычно в пульмонологические центры больных детей направляют врачи-педиатры или пульмонологи детских городских поликлиник. В них работают высококвалифицированные доктора-специалисты, которые имеют возможность более углубленного обследования ребенка для уточнения причин и характера заболевания легких.

В таких центрах при необходимости проводятся рентгенологические исследования легких, на специальных приборах исследуется функция дыхания, выполняются некоторые необходимые анализы и пр. Кроме того, ребенка могут проконсультировать и врачи других специальностей — аллергологи, хирурги, ЛОР-доктора и пр. Врачи-пульмонологи центров дадут рекомендации, как лучше и эффективнее помочь малышу, чтобы быстрее справиться с заболеванием, укажут, какие для этого нужно применить дополнительные исследования и лекарства.

В случаях сложных и серьезных заболеваний легких пульмонологи городских центров продолжают наблюдение за ребенком. Тогда больного ребенка будут наблюдать два доктора: ваш поликлинический педиатр и врач-пульмонолог.

Когда необходимо специальное наблюдение врача-пульмонолога

Специальное наблюдение врача-пульмонолога необходимо:

• если ребенок перенес тяжелое заболевание бронхов или легких и длительно лечился в больнице;
• если заболевание легких имело осложнение, ребенок полностью не поправился и велика опасность рецидива болезни;
• когда ребенок страдает хроническим или врожденным заболеванием легких;
• при тяжело протекающей бронхиальной астме;
• после удаления инородных тел из дыхательных путей и при некоторых других заболеваниях.

Если врач-пульмонолог берет ребенка под наблюдение, он определяет:

• как длительно необходимо наблюдение — в течение какого-либо определенного срока или постоянно, до перевода ребенка во взрослую поликлинику;
• как часто нужно посещать пульмонологический кабинет;
• как часто следует проводить те или иные исследования.

Врач-пульмонолог решает вопросы необходимости проведения профилактического лечения, а также госпитализации больного ребенка в специализированные пульмонологические отделения детских больниц, если это необходимо.

Специализированные пульмонологические отделения работают всегда на базе крупных детских городских, областных или республиканских больниц, где есть все возможности для полного обследования и лечения ребенка с заболеваниями органов дыхания. В этих больницах лечат все болезни детского организма, которые могут сопутствовать болезням легких.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Органы дыхания — это несколько органов, объединенных в единую бронхоле-гочную систему. Она состоит из двух отделов:

• дыхательных путей, по которым проходит воздух;
• собственно легких. Дыхательные пути принято делить на:
• верхние дыхательные пути — нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы и некоторые другие образования;
• нижние дыхательные пути — гортань, система бронхов от самого крупного бронха организма — трахеи до самых мелких их разветвлений, которые принято называть бронхиолами.

Функции органов дыхательных путей в организме

Дыхательные пути:

• проводят воздух из атмосферы до легких;
• очищают воздушные массы от пылевых загрязнений;
• защищают легкие от вредных воздействий (на слизистой оболочке бронхов оседают, а затем выводятся из организма некоторые бактерии, вирусы, инородные частицы и пр.);
• согревают и увлажняют вдыхаемый воздух.

Собственно легкие имеют вид множества мелких надутых воздухом мешочков (альвеол), соединенных между собой и похожих на гроздья винограда. Основной функцией легких является процесс газообмена, то есть поглощение из атмосферного воздуха кислорода — газа, жизненно необходимого для нормальной, слаженной работы всех систем организма, а также выделение в атмосферу отработанных газов и прежде всего углекислого газа.


Все эти важнейший функции органов дыхания могут серьезно нарушаться при заболеваниях бронхолегочной системы.

Органы дыхания детей отличаются от органов дыхания взрослого человека. Эти особенности строения и функции бронхолегочной системы необходимо учитывать при проведении гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий у ребенка.

Остановимся на некоторых возрастных особенностях строения и функции органов дыхания.

Органы дыхания человека

Hoc

Hoc — это «сторожевой пес» дыхательных путей. Нос первым принимает на себя атаку всех вредных внешних воздействий.

Нос — это центр информации о состоянии окружающей атмосферы. Он имеет сложную внутреннюю конфигурацию и выполняет разнообразные функции:

• через него проходит воздух;
• именно в носу вдыхаемый воздух нагревается и увлажняется до нужных для внутренней среды организма параметров;
• на слизистой оболочке носа в первую очередь оседает основная часть атмосферных загрязнений, микробов и вирусов;
• кроме того, нос является органом, обеспечивающим обоняние, то есть имеет способность ощущать запахи.

Что обеспечивает ребенку нормальное дыхание через нос

Нормальное носовое дыхание крайне важно для детей любого возраста. Оно является заслоном для попадания инфекции в дыхательные пути, а следовательно, для возникновения бронхолегочных заболеваний. Хорошо прогретый чистый воздух — гарантия защиты от простуд. Кроме того, ощущение запахов развивает у ребенка представление о внешней среде, носит защитный характер, формирует отношение к пище, аппетит.

Носовое дыхание является физиологически правильным дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал носом. Дыхание через рот при отсутствии или резком затруднении носового дыхания всегда является признаком заболевания носа и требует специального лечения.

Особенности носа у детей

Нос у детей имеет ряд особенностей.

• Полость носа относительно мала. Чем меньше ребенок, тем меньше полость носа.
• Носовые ходы очень узкие.
• Слизистая оболочка носа рыхлая, хорошо кровоснабжается сосудами, поэтому любое раздражение или воспаление приводит к быстрому возникновению отека и резкому уменьшению просвета носовых ходов вплоть до их полной непроходимости.
• Носовая слизь, которую постоянно продуцируют слизистые железы носа ребенка, достаточно густая. Слизь часто застаивается в носовых ходах, подсыхает и приводит к образованию корочек, которые, перекрывая носовые ходы, также способствуют нарушению носового дыхания. При этом ребенок начинает «сопеть» носом или дышать ртом.

К чему может привести нарушение носового дыхания

Нарушение дыхания через нос может быть причиной одышки и других дыхательных расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, бросает грудь, остается голодным, а если носовое дыхание отсутствует длительно, ребенок может даже хуже прибавлять в весе.

Выраженное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии — нарушению снабжения кислородом органов и тканей. Дети, плохо дышащие носом, хуже развиваются, отстают от сверстников в усвоении школьной программы.

Отсутствие носового дыхания может даже привести к повышению внутричерепного давления и расстройству функции центральной нервной системы. При этом ребенок становится беспокойным, может жаловаться на головную боль. У некоторых детей отмечается нарушение сна.
Дети с нарушенным носовым дыханием начинают дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные пути холодный воздух легко приводит к простудным заболеваниям, такие дети чаще болеют.

И, наконец, расстройство носового дыхания ведет к нарушению мироощущения. У детей, которые не дышат носом, снижено качество жизни.

Что делать, чтобы улучшить носовое дыхание

За состоянием дыхания через нос нужно следить, начиная с рождения ребенка. Малышу необходимо проводить ежедневный туалет носовых ходов — аккуратно удалять корочки и густую слизь специальными ватными палочками или турундоч-ками. Если сделать это сложно, можно предварительно закапать 2—3 капельки грудного молока или по 1—2 капли стерильного вазелинового или растительного масла в каждый носовой ход и через несколько минут аккуратно удалить содержимое вращательными движениями. Если у ребенка в носу скопилось большое количество слизи, что бывает после обильного срыгивания, при насморке и других состояниях, можно воспользоваться специальным слизеотсосом или клизменным баллончиком и аккуратно отсосать содержимое носовых ходов.

Если у ребенка длительно нарушено носовое дыхание, он дышит ртом, жалуется на повышенную утомляемость, сухость во рту, «похрапывает» по ночам, плохо спит — следует обратиться к врачу. Не рекомендуется самостоятельно, без назначений специалиста закапывать в нос разнообразные препараты «от насморка». Многие лекарства не используются в детской практике или применяются только у детей старшего возраста, поскольку они могут серьезно повредить слизистую оболочку носа. Причиной нарушения носового дыхания также могут быть самые разнообразные заболевания, требующие особого лечения, нередко хирургического. Поставить правильный диагноз может только врач-специалист — ринолог или оториноларинголог (ЛОР-врач).

Придаточные пазухи носа

Придаточные пазухи носа — это ограниченные воздушные пространства лицевого черепа, дополнительные резервуары воздуха. У маленьких детей они недостаточно сформированы, поэтому такие заболевания, как кайморит, синусит, у малышей в возрасте до 1 года встречаются крайне редко. Вместе с тем воспалительные заболевания придаточных пазух нередко беспокоят детей в более старшем возрасте.

Заподозрить, что у ребенка воспаление придаточных пазух носа, бывает достаточно сложно, однако следует обратить внимание на такие симптомы, как головная боль, утомляемость, заложенность носа, ухудшение успеваемости в школе. Подтвердить диагноз может только специалист, при этом нередко врач назначает рентгенологическое исследование.

Глотка

Глотка у детей относительно большая и широкая. В ней сосредоточено большое количество лимфоидной ткани. Наиболее крупные лимфоидные образования носят название миндалин.
Миндалины и лимфоидная ткань играют защитную роль в организме, образуя лимфоидное кольцо Вальдейера—Пирогова (нёбные, трубные, глоточная, язычная миндалины). Глоточное лимфоидное кольцо защищает организм от бактерий, вирусов и выполняют другие важные функции.

У маленьких детей миндалины развиты слабо, поэтому такое заболевание, как ангина, у них встречается редко, а вот простудные болезни, наоборот, чрезвычайно часты. Это связано с относительной незащищенностью глотки. Миндалины достигают максимума своего развития к 4—5 годам, и в этом возрасте дети начинают меньше страдать от простуд.

В носоглотку открываются такие важные образования, как евстахиевы трубы, соединяющие среднее ухо (барабанную полость) с глоткой. У детей устья этих труб короткие, что часто является причиной воспаления среднего уха, или отита, при развитии носоглоточной инфекции. Инфицирование уха происходит в процессе глотания, чихания или просто от насморка.
Длительное течение отитов связано именно с воспалением евстахиевых труб. Профилактикой возникновения воспаления среднего уха у детей является тщательное лечение любой инфекции носа и глотки.

Гортань

Гортань — это воронкообразное образование, следующее за глоткой. Она прикрывается при глотании надгортанником, похожим на крышку, препятствующую попаданию пищи в дыхательные пути. Слизистая оболочка гортани также богато снабжена сосудами и лимфоидной тканью.
Отверстие в гортани, по которому проходит воздух, называется голосовой щелью. Она узкая, по бокам щели находятся голосовые связки — короткие, тонкие, поэтому детские голоса высокие, звонкие.

Любое раздражение или воспаление может вызвать отек голосовых связок и подсвязочного пространства и привести к нарушению дыхания. Этим состояниям больше других подвержены дети младшего возраста. Воспалительный процесс в гортани носит название ларингит.
Кроме того, если у малыша имеется недоразвитие надгортанника или нарушение его иннервации, он может поперхиваться, у него периодически возникает шумное дыхание, которое носит название стридогх По мере роста и развития ребенка эти явления постепенно исчезают.
Ребенок, страдающий стридором, должен наблюдаться педиатром, консультироваться ЛОР-врачом и невропатологом.

Бронхи

Нижние дыхательные пути представлены в основном трахеей и бронхиальным деревом.
Трахея является самой крупной дыхательной трубкой организма. У детей она широкая, короткая, эластичная, легко смещается и сдавливается любым патологическим образованием. Трахея укреплена хрящевыми образованиями — 14—16 хрящевыми полукольцами, которые служат каркасом этой трубке.

Воспаление слизистой оболочки трахеи носит название трахеит. Это заболевание очень часто встречается у детей. Диагностировать трахеит можно по характерному очень грубому, низкого тембра кашлю. Обычно родители говорят, что ребенок кашляет, «как в трубу» или «как в бочку».
Бронхи — это целая система воздуховодных трубочек, образующих бронхиальное дерево. Система ветвления бронхиального дерева сложна, она насчитывает 21 порядок бронхов — от самых широких, которые носят название «главные бронхи», до самых мелких их разветвлений, которые называются бронхиолами.

Бронхиальные веточки опутаны кровеносными и лимфатическими сосудами. Каждая предыдущая веточка бронхиального дерева шире последующих, поэтому вся система бронхов напоминает перевернутое кроной вниз дерево.

Так выглядит бронхиальное дерево

Бронхи у детей относительно узкие, эластичные, мягкие, легко смещаемые. Слизистая оболочка бронхов богата кровеносными сосудами, относительно сухая, так как у детей недоразвит секреторный аппарат бронхов, а продуцируемый бронхиальными железами секрет Так выглядит бронхиальное дерево относительно вязкий. Любое воспалительное заболевание или раздражение дыхательных путей у маленьких детей может привести к резкому сужению просвета бронхов из-за отека, скопления слизи, сдавления и стать причиной нарушения дыхания.

С возрастом бронхи растут, их просветы становятся шире, продуцируемый бронхиальными железами секрет делается менее вязким, а нарушения дыхания в ходе различных бронхолегочных заболеваний встречаются реже.

Каждый родитель должен знать, что в случае возникновения признаков затрудненного дыхания у ребенка любого возраста, особенно у маленьких детей, необходима срочная консультация врача. Доктор определит причину расстройства дыхания и назначит правильное лечение. Самолечение недопустимо, поскольку оно может привести к самым непредсказуемым последствиям. Заболевания бронхов принято называть бронхитами.

Легкие

Легкие — это парный орган, который тесно связан с внешней средой и имеет очень большую поверхность (в сумме площадь поверхности легких у взрослого составляет более 100 квадратных метров). Собственно легкие — это система альвеол — мельчайших мешочков, соединенных между собой. Основной функцией легких является дыхательная. Через легкие ежедневно проходит около 10 тысяч литров воздуха, и там осуществляется сложный биологический процесс поглощения кислорода из вдыхаемого воздуха, который затем будет использоваться всеми органами и тканями организма. Известно, что без кислорода невозможно существование ни одного живого существа. Дыхание является одним из основных признаков жизни.

Кроме того, легкие участвуют во всех видах обмена веществ в организме, в них осуществляется синтез ряда важнейших биологически активных веществ, гормонов. В легких вырабатывается такое биологически активное вещество, как легочный сурфактант. Легочный сурфактант поддерживает и регулирует дыхательные функции легких, препятствует проникновению жидкости в легочные альвеолы, обладает антимикробными свойствами.

Участвуя в газообмене, легкие постоянно удаляют из внутренней среды организма отработанные газы, и прежде всего углекислый газ. Газообмен между воздухом и кровью осуществляется только в альвеолах.

Особенностью легких детей является относительная незрелость альвеол. При дыхании у ребенка используется около третьей части всех альвеол. Альвеолы имеют небольшой объем, они мелкие, содержат мало воздуха. Относительная бедность детских легких кислородом компенсируется высокой частотой дыхания. Известно, что маленькие дети имеют частое поверхностное дыхание (так, новорожденный ребенок в норме может иметь 60 дыхательных движений в минуту).

С возрастом легкие ребенка растут, совершенствуются, увеличивается количество легочных альвеол, уменьшается частота дыхательных движений в минуту (у подростка она достигает 16—18 в минуту). Легкие полностью завершают свое развитие к 20—25 годам. Любой патологический процесс, происходящий в легких, сопровождается нарушением газообмена, то есть одной из жизненно важных функций. Природу заболеваний легких определяет только специалист.

Все перечисленные жизненно важные функции органов дыхания у ребенка могут серьезно нарушаться в ходе большого числа самых разнообразных болезней. Важно, чтобы родители и люди, ухаживающие за детьми, знали основные признаки — симптомы, свидетельствующие о бронхолегочных заболеваниях.

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Общеизвестно, что чем раньше выявлено заболевание, тем быстрее и успешнее оно излечивается. Поэтому очень важно вовремя заподозрить возникновение болезни, своевременно обратиться к врачу и как можно раньше начать лечение.

На какие же признаки болезненного состояния ребенка следует обратить особое внимание?
Большинство болезней бронхов и легких являются следствием инфекционного процесса, связаны с развитием воспаления в органах дыхания и характеризуются появлением таких симптомов, как интоксикация, кашель, появление мокроты, возникновение одышки, а иногда нарушение дыхания. Каждый из этих признаков, их характер и степень выраженности имеют важное значение в постановке верного диагноза, а следовательно, и в правильности выбранной тактики лечения.
Остановимся на характеристике отдельных симптомов бронхолегочных заболеваний.

Интоксикация

Интоксикация — это комплекс сложных биологических реакций в ответ на поражение инфекцией организма ребенка. Проявления интоксикации могут быть выражены незначительно, и требуется очень внимательное отношение к ребенку, чтобы выявить признаки начинающегося заболевания. При тяжелых заболеваниях симптоматика интоксикации резко выражена и обращает на себя внимание.

На какие симптомы следует обратить внимание?

Прежде всего, изменение поведения ребенка. Когда малыш, прежде всегда бодрый и энергичный, вдруг становится вялым и апатичным, теряет интерес к играм и любимым игрушкам или может заснуть в неурочное время, — это тревожный признак.

• Изменения настроения ребенка: при появлении интоксикации ребенок может стать легковозбудимым, капризным, плаксивым или, наоборот, необычно «тихим».
• Изменение аппетита. Ребенок либо отказывается есть даже любимую пищу, либо ест очень плохо. При этом часто у него возрастает потребность в питье.
• Достаточно часто дети жалуются на тошноту, возможна рвота или срыгива-ние у маленьких детей. Может появиться неустойчивый стул.
• Характерным признаком интоксикации является повышение температуры тела. Повышение температуры свыше 39 градусов носит название гипертермии и требует срочной помощи ребенку.

Особенно опасно, если температура держится длительно, не снижается или снижается только на короткое время после приема жаропонижающих лекарств, таких как детский парацетамол, анальгин, аспирин и пр.

Кашель

Кашель — обязательный симптом почти всех заболеваний органов дыхания в детском возрасте. Кашель — это специфический звук, который мы слышим, когда резкий толчок воздуха из легких поступает сквозь сомкнутую голосовую щель.

Кашель возникает вследствие сокращения специальной дыхательной мускулатуры грудной клетки, живота, диафрагмы в ответ на раздражение кашлевых рецепторов, расположенных в горле, трахее, бронхах. Иногда причиной кашля может быть раздражение кашлевого центра в головном мозгу.

Кашель — это защитная реакция организма. Часто он приносит пользу, так как с ним из дыхательных путей удаляются гнойная слизь, образующаяся при воспалении, различные инородные частицы, которые попадают в бронхи из атмосферы в процессе дыхания, и даже крупные микроорганизмы. Однако если кашель длительный, мучительный, приступообразный, нарушает сон и бодрствование ребенка, не приносит облегчения, он не защищает дыхательные пути, а, наоборот, поддерживает воспалительный процесс в бронхах.

Иногда кашель может быть не связан с заболеванием органов дыхания, а служит проявлением болезней других органов: сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, пищевода и др. Кашель может сопутствовать более чем ста различным заболеваниям.
Какие характеристики может иметь кашель?

• Кашель может быть сухим или влажным в зависимости от того, откашливается или нет мокрота. Следует отметить, что маленькие дети не умеют откашливать мокроту и, как правило, глотают ее.
• По характеру выраженности кашель может быть единичным в виде кашле-вых толчков в течение суток или интенсивным на протяжении всего дня, а может быть приступообразным.
• По времени возникновения кашель может быть дневным, а может беспокоить ребенка по ночам.
• По срокам появления кашель может начинаться и усиливаться постепенно, а может вознкнуть внезапно, на фоне полного здоровья. Именно внезапно возникающие кашли особенно опасны, так как часто являются следствием попадания в дыхательные пути ребенка инородных тел: кусочков пищи или мелких предметов. В таких случаях требуется экстренная помощь.
• По продолжительности кашель может беспокоить ребенка короткое время, а может носить длительный, иногда хронический характер.

При кашле всегда следует обращать внимание на характер мокроты, которую откашливает ребенок.

Мокрота — это особая слизь, продуцируемая железами бронхов в ответ на различные раздражения. Внимательный осмотр мокроты позволяет судить об особенностях поражения дыхательных путей.

Мокрота может быть жидкой или очень густой, вязкой, плохо удаляемой из дыхательных путей. Количество мокроты может быть незначительным и, наоборот, очень обильным, мешающим правильному дыханию ребенка.

В зависимости от заболевания мокрота может быть гнойной (мутная, желто-зеленая), что более характерно для бактериальных процессов, или слизистой, прозрачной, что чаще встречается при аллергических заболеваниях.

Иногда мокрота имеет очень неприятный, гнилостный или сладковатый запах, который обусловлен жизнедеятельностью ряда микробов.

Очень важно обратить внимание на наличие примесей в мокроте. При очень тяжелых заболеваниях ребенок может откашливать кусочки ткани, слизистые слепки, напоминающие бронхи, иногда в мокроте может появляться кровь. Во всех этих случаях требуется экстренная врачебная помощь.

Особенно опасно кровотечение из дыхательных путей, оно может угрожать жизни ребенка. В таких ситуациях необходимо ослабить одежду, уложить ребенка в постель с возвышенным положением грудной клетки (полусидя), успокоить его, повернуть головку на бок таким образом, чтобы ребенок мог свободно сплевывать кровянистые массы, и срочно вызвать «скорую помощь». До приезда врача можно поить ребенка прохладной подсоленной водой небольшими глоточками.

Следует помнить, что кашель — это не заболевание, а лишь признак болезни, и исчезает он только тогда, когда эта болезнь побеждена. Поэтому не следует заниматься самолечением и давать ребенку различные противокашлевые препараты, так как это может привести к ухудшению течения заболевания и затянуть сроки выздоровления. Только врач может установить правильный диагноз, определить причину кашля и назначить строго индивидуальное лечение.

Одышка

Одышка — это особый признак, который возникает при заболеваниях, протекающих с поражением легочной паренхимы или мелких бронхов. Одышка наиболее характерна для такого часто встречающегося в детском возрасте заболевания, как пневмония, и является следствием нарушения газообмена, когда больной орган — легкие — не в состоянии обеспечить организм достаточным количеством кислорода.

Проявляется одышка, как правило, увеличением числа дыхательных движений грудной клетки, то есть ребенок начинает часто дышать. Для того чтобы определить, есть одышка или ее нет, необходимо посчитать число дыханий за 1 минуту и сравнить полученный результат с возрастной нормой числа дыханий ребенка.

Подсчет дыхательных движений грудной клетки лучше проводить, когда ребенок спит, так как при бодрствовании число дыханий всегда несколько больше.

Провести подсчет дыханий не сложно, этим должен владеть каждый. Необходимо теплую руку свободно положить на грудь спящего ребенка и посчитать количество дыхательных движений грудной клетки за 60 секунд.

Одышку следует заподозрить, если:

• у ребенка первых месяцев жизни число дыханий свыше 60 в минуту;
• у ребенка старше 6 месяцев число дыханий свыше 50 в минуту;
• у ребенка старше 1 года число дыханий свыше 40 в минуту;
• у ребенка старше 5 лет число дыханий свыше 25 в минуту;
• у ребенка 10—14 лет число дыханий свыше 20 в минуту.

Иногда одышка может беспокоить ребенка при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении, плаче, во время кормления, в то время как в спокойном состоянии число дыханий соответствует возрастной норме. Такую одышку также необходимо выявлять и сообщать о ней врачу.

Кроме того, внимательные родители могут отметить клинические признаки дефицита кислорода в организме. В таких случаях одновременно с одышкой появляются синева вокруг рта, синева кончиков пальцев рук, кончика носа, а в тяжелых случаях — синева щек и слизистых оболочек рта. Появление синевы, которая носит название цианоз, всегда признак тяжелого заболевания, требующего экстренных лечебных мероприятий.

Одышка нередко сопровождается нарушением дыхания.

Нарушение дыхания у ребенка

Причины возникновения нарушений прохождения воздуха по дыхательным путям чрезвычайно многообразны.

• Это может быть выраженный воспалительный отек слизистой оболочки бронхов, суживающий их просвет и мешающий прохождению воздуха.
• Достаточно часто причиной нарушения дыхания является скопление в дыхательных путях большого количества густой мокроты, мешающей прохождению воздуха.
• Нарушение дыхания возникает при спазме мускулатуры бронхов, который приводит к сужению просветов дыхательных путей, что также нарушает дыхание.
• К дыхательным нарушениям может привести и сдавление дыхательных путей, и вдыхание инородных предметов, и многие другие причины.

Дыхательные нарушения могут возникнуть на фоне какого-либо заболевания органов дыхания, а могут появиться внезапно, на фоне полного здоровья. Они могут быть различной степени выраженности — от едва заметных до тяжелых, могут сопровождаться кашлем, одышкой.

Очень важно определить, какая фаза дыхания нарушена — вдох или выдох.

Если затруднен вдох, можно слышать шумное дыхание на вдохе, при этом отмечается западение на вдохе надключичных областей у ребенка. Иногда такие нарушения сопровождаются осиплостью голоса, лающим кашлем.

Если нарушен выдох, можно определить его удлинение, затруднение, участие мускулатуры грудной клетки в дыхании, ребенок может принимать вынужденное сидячее положение, иногда на расстоянии слышны хрипы, беспокоит частый, мучительный кашель.

Какой бы природы ни было нарушение дыхания у ребенка, это всегда очень серьезная ситуация, требующая срочных лечебных мероприятий. Причем, чем более внезапно возникло нарушение дыхания и чем оно более выражено, тем более неотложной должна быть помощь.

Что делать, если возникло нарушение дыхания?

Ни в коем случае не следует впадать в панику, нужно успокоить ребенка, ослабить одежду. Она не должна мешать дыхательным движениям грудной клетки.

Не следует стараться уложить ребенка в постель. Если самочувствие не нарушено, лучше усадить ребенка, предложить ему интересную книгу или игрушку. Если самочувствие малыша нарушено — уложить в постель с полусидячим возвышенным положением грудной клетки.
Во всех случаях необходимо обратиться за помощью к врачу «скорой» или «неотложной помощи».
До прибытия врача необходимо частое, дробное, небольшими порциями теплое питье. Можно дать чай, теплый морс, отвар кураги или изюма, но лучшим питьем является любая слабощелочная минеральная вода типа боржоми.

Если нарушение дыхания возникло внезапно, на фоне полного здоровья, нужно прежде всего подумать о возможном попадании инородного предмета в дыхательные пути и вспомнить, с чем играл ребенок до появления расстройства дыхания.

Если состояние тяжелое, ребенок крайне беспокоен, мечется, дыхание шумное и резко затруднено, можно попытаться перевернуть ребенка вниз головой, похлопать по спине, вызвать рвоту. Иногда с позывом на рвоту или с кашлевым толчком инородные предметы удаляются из дыхательных путей.

В тех случаях, когда родители уверены в том, что нарушение дыхания возникло из-за вдыхания инородного предмета, ребенка не следует поить и кормить до прибытия врача, так как, возможно, потребуется госпитализация и проведение инструментальных лечебных мероприятий в условиях стационара, под наркозом.

В тех случаях, когда нарушение дыхания возникло на фоне вирусной инфекции и сопровождается насморком и кашлем, или нарушение дыхания произошло у ребенка, страдающего бронхиальной астмой, до прибытия врача не следует самостоятельно проводить лечебные мероприятия. Нельзя применять ингаляции различными настоями, содержащими эфирные масла, такими как мята, пихта, лаванда, сосна, эвкалипт, душица и пр. Также не следует давать вдыхать ребенку фитонциды лука и чеснока. Все эти вещества способны вызвать у чувствительных к ним детей серьезные нарушения дыхания.

Прежде чем начать лечение, необходимо разобраться в причинах возникшего нарушения дыхания. Только опытные родители до прибытия врача могут начать ингаляционное лечение своего ребенка, страдающего бронхиальной астмой в случае ее обострения. Такие родители, как правило, имеют на этот счет четкие рекомендации, с какого лекарства, в какой дозе и с какой кратностью начать ингаляционное лечение. Однако даже если вы очень опытные родители и неоднократно лечили приступ бронхиальной астмы своему ребенку, в случае слабого эффекта или отсутствия его от вашего лечения в течение нескольких часов не рискуйте, обратитесь к врачу.

После того, как мы познакомились с особенностями строения, функции и симптомами поражения органов дыхания у детей, остановимся на характеристике отдельных, наиболее часто встречающихся болезнях бронхолегочной системы.

БОЛЕЗНИ БРОНХОЛЕГОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Острые респираторные заболевания верхних дыхательных путей

Острые респираторные заболевания, или ОРЗ, как принято сокращенно их называть, — самые частые заболевания детского возраста. Практически нет детей, которые не переносили бы ОРЗ. Иногда дети чрезвычайно подвержены этим заболеваниям, они могут возникать несколько раз в год или даже по нескольку раз в месяц, отрывая ребенка от коллектива, а родителей — от работы.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) — это инфекционно-воспалитель-ные болезни, протекающие с преимущественным поражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей, то есть носа, носоглотки, гортани, придаточных пазух носа и пр.

Вирусная инфекция передается от больного здоровому воздушно-капельным путем во время разговора, кашля, чихания, очень близкого контакта. Инфекция проникает в различные отделы верхних дыхательных путей. При нормальном функционировании барьерных защитных механизмов носа, глотки, гортани и бронхов возбудители быстро погибают, и заболевание не развивается, однако при недостаточности или срыве защитных механизмов инфекция внедряется в слизистую оболочку дыхательных путей, что вызывает ее повреждение и развитие инфекционно-воспалительного процесса.

Причины заболевания. Причиной возникновения ОРЗ чаще являются разнообразные вирусы — самые мелкие микроорганизмы. Они чрезвычайно широко распространены в окружающей среде и могут вызывать как единичные случаи заболеваний у наиболее ослабленных детей, так и эпидемии, когда начинает болеть большинство детского населения. Наиболее опасны для детей вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, респираторно-синцитиальные вирусы и пр. Возбудителями ОРЗ могут быть и бактерии, особенно такие как стрептококки, пневмококки и пр.
ОРЗ подвержены преимущественно дети младшего возраста — от 1 года до 3 лет. С 4—5 лет заболеваемость ОРЗ снижается. Особенно часто болеют дети с нарушениями иммунитета.

Предрасполагающие к развитию ОРЗ факторы:

• неблагоприятные факторы внешней среды — загрязнение атмосферы, окружающей среды, загрязнение воздуха внутри жилища, курение родителей, неблагоприятное санитарное содержание ребенка и пр.;
• скученность детского населения — фактор, способствующий быстрой передаче возбудителя от одного ребенка другому. Эта ситуация характерна для детских учреждений, городского автотранспорта, общежитий, то есть мест, где дети тесно контактируют друг с другом;
• нарушение носового дыхания — увеличение аденоидов, искривление носовой перегородки и пр.;
• хронические или рецидивирующие носоглоточные инфекции — аденоиди-ты, хронический тонзиллит, хронический ринит, отит и пр.;
• аллергическая предрасположенность ребенка.

Профилактические мероприятия при ОРЗ должны включать обязательное улучшение состояния окружающей среды, соблюдение санитарных норм содержания ребенка, лечение носоглоточной инфекции и изоляцию больных детей в случаях возникновения ОРЗ в коллективе.

Симптомы ОРЗ. Острые респираторные заболевания начинаются как у больших, так и у маленьких детей чаще всего внезапно, на фоне полного здоровья. Для любого вирусного заболевания основными характерными симптомами являются:

• повышение температуры (лихорадка);
• интоксикация;
• признаки поражения верхних дыхательных путей — носа, гортани, глотки, трахеи, бронхов.

Внимательные родители могут еще до развития болезни определить, что ребенок заболевает, по таким проявлениям, как нарушение самочувствия, недомогание, вялость, отсутствие аппетита, познабливание.

Повышение температуры тела — тревожный сигнал для родителей, свидетельствующий, что ребенок болен. Это наиболее частый симптом, заставляющий беспокоиться и обращаться к врачу. О повышении температуры тела можно говорить при наличии температуры свыше 37 градусов. Обычно температура тела повышается с первого дня заболевания и сохраняется повышенной в течение 3—5 дней, не представляя опасности для больного ребенка. Однако повышение температуры до высоких цифр, свыше 39 градусов, представляет опасность и требует назначения ребенку жаропонижающих лекарств.

Одновременно с температурой, для ОРЗ характерны проявления интоксикации. Дети более старшего возраста могут жаловаться на головную боль, головокружение, боли или рези в глазных яблоках, невозможность смотреть на яркий свет. Иногда появляются неопределенные непостоянные, неинтенсивные боли в мышцах или суставах. Ребенка могут беспокоить тошнота, рвота, послабление стула.

У детей маленького возраста заподозрить интоксикацию можно при появлении беспокойства или, наоборот, вялости, отказа от еды или резкого снижения аппетита, появления срыгиваний, разжиженного стула.

При тяжелых формах ОРЗ возможно появление на фоне высокой температуры похолодания конечностей, резкой бледности и мраморности кожи, запрокидывание головки назад, судорожные подергивания конечностей. У детей старшего возраста возможны галлюцинации, бредовое состояние. Особенно опасно появление судорог и потеря сознания. Это требует экстренной, незамедлительной медицинской помощи ребенку.

Однако, как правило, продолжительность интоксикации при нетяжелых ОРЗ несколько дней (2—3 дня).

Признаки поражения дыхательных путей при ОРЗ могут быть самыми разнообразными. Они могут появляться с первых дней болезни, но чаще появляются со второго дня заболевания. Для ОРЗ более характерно поражение верхних дыхательных путей: носа и его придаточных пазух, глотки, гортани. Часто одновременно с поражением дыхательных путей возникает воспалительное заболевание ушей — отит и глаз — конъюнктивит. Несколько реже заболевание проявляется поражением нижних отделов дыхательного тракта и характеризуется клиническими признаками воспаления слизистой бронхов — бронхитом и даже легочной ткани — пневмонией.

Симптомы поражения верхних дыхательных путей

При рините (насморке) характерно появление зуда в носу, чихания, иногда слезотечения, очень быстро присоединяется затруднение носового дыхания — «заложенность носа» и слизистые выделения из носовых ходов. Характерны покраснение носа и легкая его припухлость. А при значительных выделениях из носа покраснение может отмечаться и под носом, и даже над верхней губой ребенка. Ребенок дышит ртом, нарушен сон. Продолжительность насморка — обычно около 7 дней, но у детей с предрасположенностью к аллергии он может сохраняться и более длительный период времени.

При поражении придаточных пазух носа (гайморит, синусит, фронтит), которые можно заподозрить у детей более старшего возраста (старше 5 лет), ребенок жалуется на головную боль, заложенность носа, длительный насморк. Очень часто воспаление придаточных пазух носа сопровождает ринит.

При фарингите (поражении глотки) характерно появление сухости, першения, иногда покалывания в горле. Причем эти симптомы могут сопровождаться сухим покашливанием или болезненностью при глотании. Если заглянуть ребенку в зев, можно увидеть его покраснение.

При ларингите — воспалительном поражении гортани, которое часто встречается на фоне ОРЗ у детей в возрасте 1—3 лет, характерно появление осиплости голоса. Воспалительный процесс распространяется на трахею, и иногда с первых дней болезни присоединяется грубый, болезненный, лающий кашель. В таких случаях заболевание принято называть ларинготрахеит. В более тяжелых случаях может возникнуть воспалительный отек гортани, в результате чего появляется затруднение дыхания.

Обычно затруднен вдох, он становится шумным, слышимым на расстоянии, особенно при беспокойстве ребенка, во время разговора или физического напряжения.

8 тяжелых случаях определяется затруднение вдоха и в покое, и даже во сне. Появление затруднения дыхания часто сопровождается испугом, повышенной потливостью,
втяжением уступчивых мест грудной клетки — надключичных областей, межребе-рий и пр. Иногда появляются синева вокруг рта, частое дыхание и сердцебиение. Это тревожный признак, и надо срочно вызывать «скорую помощь».

Продолжительность не осложненного ларингита составляет обычно 7—9 дней.

Лечение ОРЗ у ребенка

При появлении признаков заболевания ребенка следует изолировать, поскольку существует опасность заражения других детей, а также наслоения еще одного дополнительного возбудителя, который может сделать более тяжелым течение заболевания.

Следует создать больному ребенку доброжелательную, спокойную обстановку дома.
Если самочувствие малыша не нарушено, температура невысокая (до 38 градусов), не обязательно укладывать ребенка в постель, но нужно, однако, оградить его от шумных игр, требующих большого физического напряжения. Если болезнь протекает с высокой лихорадкой и выраженной интоксикацией, необходим постельный режим до нормализации температуры.
Помещение, где находится больной, необходимо часто проветривать, так как с дыханием в атмосферу помещения выделяется возбудитель заболевания и ребенок им дышит.

Воздух должен быть теплым. Очень важно, чтобы он был хорошо увлажнен, поскольку с дыханием ребенок теряет влагу, и секреты дыхательных путей часто становятся вязкими, клейкими, плохо удаляемыми из дыхательных путей. Как этого достичь? Можно использовать специальные увлажнители, а можно обойтись и подручными средствами: развесить влажные пеленки на отопительные приборы, поставить в углах комнаты тазики с водой, периодически распылять воду из пульверизатора. Не следует забывать и о влажной уборке помещения. Это является эффективной борьбой с возбудителем и одновременно увлажняется воздух.

Диета во время заболевания не должна отличаться от возрастной. Не следует насильно кормить ребенка, если у него отсутствует аппетит, так как насильственное кормление может вызвать рвоту. Кормить следует чаще, небольшими порциями. Как правило, по мере улучшения состояния аппетит восстанавливается.

Необходимо обратить особое внимание на питье ребенка. Если температура тела не высока, а самочувствие не страдает, ребенок должен пить обычный объем жидкости. Но если симптомы интоксикации выражены, у ребенка высокая температура, нарушено самочувствие, то с целью снижения интоксикации необходимо давать ребенку пить больше обычного, часто, небольшими порциями, равномерно в течение суток. Не следует поить очень большими объемами жидкости, так как это тоже может привести к рвоте. Поить необходимо между кормлениями. В тех случаях, когда не удается напоить ребенка (не пьет или после неоднократных попыток напоить отмечается рвота), необходимо срочно обратиться за медицинской помощью.

Больной ребенок в течение суток должен выпивать от 800 мл до 1,5 л жидкости в зависимости от возраста. Лучше поить ребенка слабощелочной минеральной водой (ессентуки, боржоми и пр.), но можно и слегка подкисленными жидкостями: чай с лимоном, клюквенный или брусничный морс. Подкисленные жидкости хорошо снимают чувство тошноты. Очень хорошим питьем являются отвары изюма, кураги, шиповника. Не следует давать ребенку сладкое питье, так как оно может привести к вздутию, а иногда и к болям в животе.

Пища, которую получает ребенок, не должна быть грубой, острой, пряной. Она должна быть легкоусвояемой, богатой витаминами и по возможности отвечать желанию больного.
Медикаментозное лечение ребенка должен определить врач. Доктор учитывает причину заболевания, возраст ребенка, особенности течения болезни. Однако некоторые лечебные мероприятия родители могут предпринять самостоятельно.

Страницы: [ 1 ] [ 2 ]

Реклама 3

Реклама 6

footer mam