Mult TV logo

Реклама 4

Реклама 5

Загрузка...

Монтессори

ЧТО ТАКОЕ «МОНТЕССОРИ»?

«Мама, я хочу в Монтессори!» - слова, которые часто слышат родители детей, хотя бы раз побывавших в Монтес-сори-группе детского сада. В милой неправильности детской речи слышится живой интерес к занятиям и особой атмосфере группы, что, к сожалению, далеко не всегда появляется при посещении обычного детского сада. Что же такое Монтессори-детский сад, и почему он так называется?

Со старых фотографий, изображающих юную привлекательную аристократку или благородную пожилую даму, смотрят прямо на нас, согревая лучистым теплым взглядом, удивительно молодые, полные внимания и понимания глаза. Это - Мария Монтессори (1870-1952), итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Как много событий вместили годы ее жизни, сколько ею было сделано в разных областях человеческих знаний - философии, антропософии, психологии, педагогике. Однако все же именно педагогическая система Монтессори, в которой нашли отражение все грани таланта и особенности ее жизненного пути, принесла ей известность и получила широкое распространение в мире.

О ЛИЧНОСТИ МАРИИ МОНТЕССОРИ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЕЕ МЕТОДА

Последовательное знакомство с теорией и практикой Монтессори-воспитания хотелось бы предварить описанием события из жизни Марии Монтессори, которое привело ее к «открытию ребенка», дало представление о закономерностях его развития. Благодаря этому событию она определила направление своей дальнейшей деятельности.

Закончив медицинское образование и получив формальное разрешение заниматься врачебной практикой, Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом в Италии. Сегодня это обстоятельство - предмет гордости итальянцев, признающих заслуги своей соотечественницы и даже поместивших ее изображение на банкноте в тысячу итальянских лир. Однако в то время, когда юная итальянка стояла в начале своего пути, это не давало ей особых привилегий, а, наоборот, было связано со значительными сложностями.

Мария Монтессори долгое время не могла найти работу в Риме. Известные и менее известные клиники отказывали ей в должности, поскольку присутствие женщины-врача казалось чем-то если не неприличным, то во всяком случае неуместным. Открыто высказывались сомнения относительно того, что женщина может работать успешно на этом чисто мужском поприще. С большим трудом Моитессори нашла место в клинике для душевнобольных детей. При этом ей было сказано, что здесь она не сможет принести вреда своей работой, поскольку никто не знает, что, собственно, надлежит делать с этими детьми. Мария начала работу с наблюдения за больными. То, что она увидела - будничный, не приукрашенный быт далеко не худшей детской больницы, - глубоко потрясло ее. Этот опыт помог ей понять особенности детской психики. Ее удивляло, что дети, обделенные заботой и лаской, лишенные родителей, часто голодные, не утрачивали интереса к игре. Но даже самых простых игрушек у этих детей не было. В больничной палате вообще не было ничего, кроме кроватей. Для своих игр дети скатывали из оставшегося хлебного мякиша шарики и различные фигурки и играли с ними на полу. Только наигравшись вдоволь, они съедали основательно перепачканные хлебные кусочки. Мария Моитессори поняла, какое значение имеет для детей игра - это удивительное саморазвивающее занятие.

Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, к работе, как и многие другие положительные черты личности (она называла их «гуманными тенденциями»), Монтессори считала естественными человеческими качествами. Они, по мнению Марии Монтессори, - природные, свойственные каждому ребенку с рождения особенности человека, а не достижения «правильного» воспитания. Ведущим направлением педагогики Марии Монтессори стало изучение внутренних потребностей, тенденций развития и создание условий, способствующих их удовлетворению.

Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла «методом научной педагогики». Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была испробована автором при воспитании детей, не имевших ограничений жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека.
Основой метода Монтессори стали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными возможностями, работы известного французского психиатра Эдуарда Сегена, опубликованные в Париже в середине XIX века, и экспериментальные исследования врача-отоларинголога Жана-Гаспара Итара, в частности, его известный труд «О речевом развитии Дикого из Аверона», посвященный воспитанию ре-бенка-маугли. Наибольшее влияние имели работы Эдуарда Сегена, который предложил ряд теоретических принципов воспитания, успешно применяемых в современной педагогике и получивших распространение во многом благодаря Монтессори.
Интересна история знакомства Монтессори с трудами Сегена. В 1896 году Мария Монтессори начала работу в качестве врача-ассистента на психиатрическом отделении университетской клиники. Довольно быстро у нее появилось убеждение, что этим детям помочь может не столько врачебный, сколько педагогический подход. Начался интенсивный поиск современных методик воспитания детей с проблемами развития. Многие компетентные источники и специалисты, занимающиеся данной темой, ссылались на работы Эдуарда Сегена. Однако работы с анализом новизны авторского подхода, описание конкретных методик и упражнений, разработанных Сегеном, в библиотеках Европы отсутствовали. С большим трудом Монтессори удалось получить оригинальную работу Сегена. Для нее из Америки был переправлен экземпляр более позднего издания книги ученого, посвященной теории и практике воспитания детей с умственной отсталостью. Мария изучила педагогическую систему, разработанную французским психиатром, и уже в 1898 году начала экспериментальную работу с детьми. Монтессори применила основную идею Эдуарда Сегена — использование дидактического материала в целях развития восприятия путем тренировки. При этом она пользовалась как предложенными Сегеном, так и разработанными самостоятельно упражнениями. Успех от ее занятий с детьми невозможно было не заметить. Во время открытого экзамена по орфографии и письму ее выпускники, имеющие несомненные признаки умственной отсталости, демонстрировали те же результаты, что и их сверстники, посещающие начальную школу. Сама Монтессори, однако, писала: «В то время, когда все удивляются успехам моих идиотов, я размышляю о причинах, ограничивших развитие детей наших обычных школ».

В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. Вначале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан-Лоренцо в Риме «Дома ребенка». Позднее там стали находиться и школьники до 12 лет.

Оформление идей Марии Монтессори в виде педагогической системы - того, что мы называем сегодня Монтессори-педагогикой, - следует отнести к периоду начала первой мировой войны. В это время методы педагогики Марии Монтессори и тематическая литература по этому вопросу быстро распространились во многие страны мира, в том числе и в Россию. Татьяна Львовна Толстая, дочь писателя Л. Н. Толстого, разделяла педагогические воззрения Монтессори и заказывала у нее отдельные упражнения, активно использовала их для занятий с детьми в Ясной
Поляне. С 1911 года в Петербурге работала педагог Юлия Фаусек, также применявшая метод Марии Монтессори. Она опубликовала несколько книг на русском языке, в которых предложила интересные варианты использования, развития и адаптации упражнений Монтессори, особенно в области освоения родного языка, школьных навыков, разработала пособия для школьников для работы по системе Монтессори. В дневниковых записях Фаусек, датированных 1941 годом, сделанных в блокадном Ленинграде, есть фрагменты, подтверждающие наблюдения Марии Монтессори, которые описывают удивительную способность детей к самоконцентрации. Ребята, посещавшие Монтессори-группу, могли часами заниматься упражнениями, забывая о чувстве голода.

Юлия Фаусек обучала по системе Монтессори около 30 лет, несмотря на правительственные постановления 1936 года, которые признавали педагогику Монтессори «не нашей» и значительно ограничивали ее распространение. Имя Марии Монтессори с тех пор длительное время не называлось, отрицались предложенные ею принципы воспитания. Однако упражнения, разработанные Монтессори, использовались, особенно в лечебной педагогике. И сегодня в каждом логопедическом и почти в каждом обычном детском саду можно встретить отдельные упражнения, впервые предложенные для воспитания детей Марией Монтессори.

Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих «подготовленную среду» для развития ребенка, - одна из сильных сторон Монтессори-педагогики. Производство этих материалов для упражнений стало выгодным бизнесом. Наиболее ценны и качественны Монтессори-материалы, производимые в Голландии, Италии. Уже несколько лет в России налажено производство сопоставимых по качеству Монтессори-материалов в Омске. Монтессори-педагоги постоянно совершенствуют развивающую среду, собирают коллекцию материалов, вкладывают свой талант и способности, многое делая своими руками.

И все же даже все упражнения по Монтессори, собранные в одном детском саду, не сделают его автоматически Монтессори-детским садом, если там не ведется воспитание по педагогическим принципам Монтессори.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ

При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори сформулировала оригинальные принципы воспитания и взгляды на развитие человеческой личности, составляющие неотъемлемую часть Монтессори-педагогической системы. Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания - ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности», и потребности его развития. Необходимо подчеркнуть, что данная позиция - не следствие изначальной приверженности каким-либо теоретическим концепциям, а результат практической педагогической деятельности и плод длительного наблюдения за детьми врача-педагога Марии Монтессори.

В своих работах она, несмотря на научный способ обоснования теоретических выводов и практических рекомендаций, основанных на многократных и длительных экспериментах, отказывается от академического стиля изложения. Ее описание методики выразительно, образно, метафорично, обладает чрезвычайной силой убеждения. Вводимые ею понятия отличаются поэтической образностью, отражают тонкое чувствование ребенка.

К ключевым представлениям педагогики Марии Монтессори следует отнести такие, как понятия о «впитывающем разуме», «сенситивных периодах», «гуманистических тенденциях», «подготовленной среде», «свободе и дисциплине».

В книге «Креативный ребенок» Мария Монтессори пишет, что так же точно и чудесно, как совершается эмбриональное развитие каждого органа в целом организме, в маленьком ребенке осуществляется бессознательное духовное развитие, обладающее творческой силой. Автор называет это «впитывающим разумом». Подобно тому, как процессы физического роста происходят по внутренним закономерностям и при определенных условиях протекают наиболее благоприятно, в процессе «духовного созревания» необходима «духовная пища». «Впитывающий разум» ребенка созидает не при помощи волевого усилия, как это бывает у взрослых, его работа разделена во времени на периоды, которые природа отвела для приобретения ребенком определенных завоеваний. Эти периоды Монтессори назвала «сенситивными». Монтессори писала, что в бессознательном ребенка совершенно отчетливо существуют другие психические функции, отличные от тех, которые проявляются в сознательном взрослого. Это различие Монтессори иллюстрирует при сравнении работы художника с работой фотоаппарата. Если мы хотим получить изображение предмета, пишет Монтессори, мы берем карандаши и краски или же фотографируем его. В последнем случае вне зависимости от того, сколько предметов - один или десять - на фотоснимке, изображение будет зафиксировано в доли секунды. Мы можем сфотографировать страницу из книги с родным или иностранным языком, для процесса фотографирования это не имеет значения. Фотографическое изображение запечатлевается на фотопленке, проявление и фиксация изображения происходят в темноте, и только потом фотографическая картина может быть рассмотрена на свету. Причем получаем мы ее в конце в неизмененном виде. Так же происходит процесс бессознательного развития ребенка. «Выразительна диспропорция между активностью внутренней жизни и возможностью ее внешнего выражения... нет регулярного, линейного развития, оно осуществляется рывками, подобно взрыву». В соответствии со своим возрастным этапом развития ребенок может не располагать еще сознательными психическими формами, такими как осмысленность, воля, внимание. У него есть бессознательный «внутренний голод». Эта собственная внутренняя потребность делает возможным для ребенка обучение без сознательного напряжения. Лишь в силу того, что он просто живет, ребенок впитывает окружающий мир. Этой привилегированной духовной формой ребенок владеет в возрасте до 6 лет, причем в первые 3 сода из них она представлена существенно сильнее. Она становится частью его личности. В этот временной период формируется базис личности ребенка и его интеллигентности на основе опыта взаимодействия с окружающей средой. Причем очень важно понять, что такое «впитывание» окружающего мира происходит бессознательно, не избирательно. Это значит, что впитывается как позитивное, так и негативное, неограниченно, без усилий. Взрослые чрезвычайно высоко ценят человеческое сознание, но за эту честь они платят дорогой ценой. Как только поведение человека становится осознанным, он должен расплачиваться за новые знания тяжелой работой и значительными уси лиями. Ребенок же удивительным образом легко и просто «впитывает» из окружа ющего мира сложные произвольные движения, национальную культуру и родной язык.

В соответствии с этими теоретическими представлениями Монтессори пред ложила определенную воспитательную позицию для родителя и педагога, которук можно было бы назвать «активным наблюдением». Прежде всего родитель должег «не мешать» ребенку, бессознательно реализующему свой внутренний план разви тия. Взрослые не должны считать, что содержание духовной жизни ребенка опреде ляется родительской волей и что из ребенка можно «лепить, как из воска». Монтес сори сравнивала детей с садом, в котором растут разные растения. Садовник т в силах добиться, чтобы из ростка одного растения выросло что-то иное, так же, каь невозможно влиять на скорость роста, вытягивая растение кверху.

В начале XIX века в педиатрической практике были закреплены завоевание теоретических наук, в частности гигиены. Появилось убеждение, что для гармоничного физического развития ребенка не следует стеснять его собственную активность, например, необходимо оставить практику тугого пеленания. Монтессори с юмором описывала мамок и нянек, которые в прошлые времена, заботясь о красоте ребенка, пытались «вытягивать» носики детей, чтобы сделать их прямее, или же «учили ходить» грудного ребенка, переставляя его ножки. Конечно, подобные усилия не имели успеха, они не оказывали влияния на физическое развитие ребенка. В соответствии с наследственной программой, представленной в его генотипе и при отсутствии неблагоприятных условий, ограничивающих развитие, ребенок будет расти и развивать физические возможности исключительно своим собственным путем. Необходимым условием при этом является предоставление в познании окружающего мира свободы движений. Всяческие приспособления, искусственным образом призванные ускорить развитие, такие, например, как ходунки или бегунки, для здорового ребенка вредны. Вредным является и всякое ограничение активности ребенка, например, манеж или же запрещение ползать, ходить и т. п. Предоставление свободы необходимо и для внутреннего, духовного развития человека. Педагог должен при этом занять особую позицию, с любовью и вниманием наблюдая проявления развития ребенка, его внутреннего роста, поощряя его активную деятельность и оказывая ему помощь, чтобы малыш мог справиться с поставленными им самим целями самостоятельно. По мнению Монтессори, ребенок как бы обращается с призывом ко взрослому: «Помоги мне это сделать самому!»

Монтессори считала также необходимым очень осторожно и взвешенно относиться к любым видам поощрения, исходящим от взрослых, особенно в оценочном виде. Похвала воспитателя иногда может даже унизить ребенка.

В Монтессори-группе детского сада, так же как и в Монтессори-школе, не принято ставить отметок - как положительных, так и отрицательных. По мнению Марии Монтессори, успех при самостоятельном достижении цели - лучшая награда для ребенка. Упражнения, выполняемые самостоятельно, являются мощным стимулом для продолжения исследовательской деятельности ребенка, способствуют формированию самоуважения и уверенности в своих силах.

ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА МИР И «ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА»

Кроме активного наблюдения, задачей педагога является создание особой «подготовленной среды» для развития ребенка. Каждый ребенок, считала Монтессори, хочет работать, жаждет деятельности. Реализуя свою активность, малыш тренирует и совершенствует себя, впитывает культуру среды. Однако дома, в семье, эта внутренняя потребность ребенка сталкивается с ограничениями со стороны родителей. Порой наблюдается полное несоответствие между декларативным заявлением взрослых о любви и уважении к ребенку и тем, что наблюдается в действительности. Окружающий малыша домашний мир не подготовлен к встрече с ним. Многие предметы в доме слишком тяжелы или велики. Кроме того, взрослые не разрешают ими пользоваться. Ребенку для приобщения к миру взрослых предлагаются игрушки, имитирующие предметы домашнего быта, профессиональные инструменты, однако чаще это всего лишь жалкая подделка. Ими ничего нельзя сделать! Ребенок чувствует себя разочарованным и обиженным. Именно этим обстоятельством объясняется странное, с точки зрения взрослого человека, поведение ребенка, когда малыш во что бы то ни стало хочет получить понравившуюся игрушку, но, завладев ею, очень быстро теряет к ней интерес.

Освоение и приобщение к миру взрослых, к культуре начинается в пространстве своего дома. Поэтому для ребенка главной целью является овладение упражнениями с настоящей кухонной утварью, настоящими предметами быта. Они не только дают ребенку возможность для их естественного функционального использования, но и полны других достоинств: эти «настоящие» предметы такие разные с точки зрения сенсорных ощущений, получаем'ых при дотрагивании к ним и ощупывании. Это - совсем иное, не то, что пластмассовые игрушки, одинаково гладкие и легкие, раскрашенные в неестественно яркие цвета! Предметы быта помогают ребенку усвоить представление о цикличности человеческой деятельности. Каждое, самое простое домашнее занятие включает в себя структуру «рабочего цикла». Вот ее ступеньки: подготовка деятельности - начало - выполнение - завершение - контроль и сверка с первоначальными планами - повторение цикла или же окончание работы. Взрослые часто просто недооценивают важность такой цикличности, считают возможным в любой момент прерывать работу, иногда делая это из лучших побуждений - чтобы ребенок не переутомился!

Страницы: [ 1 ] [ 2 ]

Реклама 3

Реклама 6

footer mam